Вход на сайт

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

353712, Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст.Привольная, ул.Хрюкина 58.
тел/факс: 8 (86164) 49005, тел: 8 (86164) 48676, 8(86164) 48835 
e-mail: school13@kan.kubannet.ru , school13.kan@mail.ru


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Cоюза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район

Главное меню

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Информатика» для 7-9 классов составлена в соответствии:

-с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями);

- нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования/ [ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)]

- с авторской программой «Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

- письма министерства образования и науки Краснодарского края «О рекомендациях по составлению рабочих программам учебных предметов, курсов и календарно – тематического планирования» от 17.07.2015 № 47-10474/15-14;

- методическими рекомендациями для образовательных организацийКраснодарского края о преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в 2015– 2016 учебном году;

- положением МАОУ СОШ № 13 «О составлении рабочих программ учебных предметов, курсов».

Рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших курс информатики в 5-6 классах.

Изучение информатики и ИКТ в 7-9 классах направлено на достижение следующих целей:

•       формированию целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

•       совершенствованию общеучебных и общекультурных на­выков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, уме­ний и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, ис­следовательской деятельности и т. д.);

•       воспитанию ответственного и избирательного отноше­ния к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7-9 классе необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся  основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно - исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
  • умение строить разнообразные  информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
  • фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
  • создание графических объектов;
  • создание музыкальных и звуковых сообщений;
  • создание, восприятие и использование гипермедиасообщений;
  • коммуникация и социальное взаимодействие;
  • поиск и организация хранения информации; анализ информации).
  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование  представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
  • структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

2. Общая характеристика учебного предмета

Информатика — это естественнонаучная дисциплина о за­кономерностях протекания информационных процессов в си­стемах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассма­триваются как основа создания и использования информаци­онных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивили­зации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и всевозрастающее число меж­дисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предмет­ные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жиз­ненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование мета- предметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапли­вался опыт формирования образовательных результатов, кото­рые в настоящее время принято называть современными обра­зовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозра­стающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающе­го профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Курс информатики основной школы является частью непре­рывного курса информатики, который включает также про­педевтический курс в начальной школе и обучение информа­тике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального обще­го образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейше­го обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теорети­ческое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

3. Описание места учебного предмета

Рабочая программа  рассчитана на 68 час: 7 класс – 34 часа, 8 класс – 34 часа,  9 класс – 34 часа.

Таблица тематического распределения количества часов:

темы

Название темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

7 класс

8 класс

9 класс

1.

Информация и информационные процессы

9

10

-

-

2.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

7

-

-

3.

Обработка графической информации

4

4

-

-

4.

Обработка текстовой информации

9

9

-

-

5.

Мультимедиа.

4

4

-

-

6.

Математические основы информатики

13

-

13

-

7.

Основы алгоритмизации

10

-

10

-

8.

Начала программирования

10

-

11

-

9.

Моделирование и формализация

9

-

-

9

10.

Алгоритмизация и программирование

8

-

-

8

11.

Обработка числовой информации

6

-

-

7

12.

Коммуникационные технологии

10

-

-

10

 

Резерв

6

-

-

-

 

Итого:

105

34

34

34

102

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения «Информатики»

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

5. Содержание учебного предмета, курса

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе определе­на тремя укрупненными разделами:

•          введение в информатику;

•          алгоритмы и начала программирования;

•          информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зави­сящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «до­стоверность», «актуальность» и т. п.

Представление информации. Формы представления инфор­мации. Язык как способ представления информации: естест­венные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодиро­вания. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Ко­довые таблицы. Американский стандартный код для обме­на информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуаль­ных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, му­зыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информа­ции. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, пе­редача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современ­ном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и коли­чественные характеристики современных носителей информа­ции: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сете­вое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Про­пускная способность канала. Передача информации в совре­менных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получе­нием новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, пря­мая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информа­ционной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, гра­фик, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделирова­нии природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических за­дач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализа­ция, проведение компьютерного эксперимента, анализ его ре­зультатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логиче­ские значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы ис­тинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные испол­нители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последова­тельности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмиче­ском языке. Непосредственное и программное управление ис­полнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Раз­работка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещест­венные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массива­ми). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из про­цедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваива­ние, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы — компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению про­грамм в выбранной среде программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки ин­формации.

Основные компоненты персонального компьютера (процес­сор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспече­ние, системы программирования. Правовые нормы использо­вания программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, орга­низация их семейств. Стандартизация пользовательского ин­терфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и за­мена символов, работа с фрагментами текстов, проверка право­писания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный ин­тервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над докумен­том. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматиро­вание страниц документа. Ориентация, размеры страницы, ве­личина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Ком­пьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графи­ческих редакторов. Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы дан­ных, системы управления базами данных и принципы рабо­ты с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компью­терных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, ком­пьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возмож­ные неформальные подходы к оценке достоверности инфор­мации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Фор­мальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электрон­ная подпись, центры сертификации, сертифицированные сай­ты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследо­вания, управление производством и проектирование промыш­ленных изделий, анализ экспериментальных данных, образо­вание (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, об­щества. Защита собственной информации от несанкциониро­ванного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная про­филактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (меди­цинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в со­временном обществе.

Перечень практических работ

7 класс

Практическая работа № 1 «Обработка графической информации»

Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»

Практическая работа № 3 «Мультимедиа»

8 класс

Практическая работа № 1 «Основы алгоритмизации»

Практическая работа № 2 «Начала программирования»

9 класс

Практическая работа № 1 «Моделирование и формализация»

Практическая работа № 2 «Алгоритмизация и программирование»

Практическая работа № 3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Практическая работа № 4 «Коммуникационные технологии»

Направления проектной деятельности обучающихся – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная деятельность учащихся включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих работ.

Использование проектов в качестве домашнего задания носит индивидуальный характер, определяемый возрастом и способностями учащихся.

Использование резерва учебного времени направлено на увеличение количества часов на 1 час при изучении тем «Начала программирования» и «Обработка числовой информации».

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Содержание (разделы, темы)\

Основные виды учебной деятельности (УУД)

 

Тема 1. Инфор­мация и информа­ционные процессы

Основное содержание по темам

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информа­ции и .обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, ак­туальность и т. п.

Представление информации. Формы представ­ления информации. Язык как способ представ­ления информации: естественные и формаль­ные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоично­го) кодирования. Двоичный алфавит. Двоич­ный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количе­ства кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в систе­мах различной природы; их роль в современ­ном мире.

Хранение информации. Носители инфор­мации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количествен­ные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения инфор­мации. Хранилища информации. Сетевое хра­нение информации.

Передача информации. Источник, информаци­онный канал, приемник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменя­ющая содержание информации. Поиск инфор­мации.

Аналитическая деятельность:

•       оценивать информацию с позиции ее свойств (ак­туальность, достоверность, полнота и пр.);

•       приводить примеры кодирования с использовани­ем различных алфавитов, встречающиеся в жизни;

•       классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

•       выделять информационную составляющую про­цессов в биологических, технических и социаль­ных системах;

•       анализировать отношения в живой природе, тех­нических и социальных (школа, семья и пр.) си­стемах с позиций управления.

Практическая деятельность:

•       кодировать и декодировать сообщения по извест­ным правилам кодирования;

•       определять количество различных символов, ко­торые могут быть закодированы с помощью дво­ичного кода фиксированной длины (разрядности);

•       определять разрядность двоичного кода, необхо­димого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

•       оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, ги­габайт); оценивать числовые параметры информацион­ных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи ин­формации, пропускную способность выбранного канала и пр.)

 

Тема 2. Компьютер как универ­сальное устройство обработки информа­ции  (7 ча­сов)

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компью­тера (процессор, оперативная и долговремен­ная память, устройства ввода и вывода инфор­мации), их функции и основные характеристи­ки (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, приклад­ное программное обеспечение, системы про­граммирования. Компьютерные вирусы. Анти­вирусная профилактика.

Правовые нормы использования про­граммного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директо­рия). Файловая система. Графический пользовательский интер­фейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна," меню). Оперирование компьютер­ными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объ­ектов, организация их семейств. Архи­вирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и тех­нические условия безопасной эксплуата­ции компьютера.

анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

анализировать информацию (сигналы о готовно­сти и неполадке) при включении компьютера;

•        определять основные характеристики операцион­ной системы;

•        планировать собственное информационное про­странство.

Практическая деятельность:

•        получать информацию о характеристиках компьютера;

•        оценивать числовые параметры информационных про­цессов (объем памяти, необходимой для хранения ин­формации; скорость передачи информации, пропуск­ную способность выбранного канала и пр.);

•        выполнять основные операции с файлами и папками;

•        оперировать компьютерными информационными объ­ектами в наглядно-графической форме;

•        оценивать размеры файлов, подготовленных с исполь­зованием различных устройств ввода информации в за­данный интервал времени (клавиатура, сканер, микро­фон, фотокамера, видеокамера);

•        использовать программы-архиваторы;

•     осуществлять защиту информации от компьютерных ви­русов с помощью антивирусных программ

 

Тема 3. Обработка графиче­ской ин­формации (4 часа) Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растро­вая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических фай­лов

Аналитическая деятельность:

•        анализировать пользовательский интерфейс использу­емого программного средства;

•        определять условия и возможности применения про­граммного средства для решения типовых задач;

•        выявлять общее и отличия в разных программных про­дуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

•        определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

•        создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

•     создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора

 

Тема 4. Обработка текстовой информа­ции. (9 часов)

Текстовые документы и их структурные еди­ницы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирова­ние текстовых документов на компьютере. Стилевое форматирование. Включение в тек­стовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, пред­метные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выде­ление изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колон­титулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и ком­пьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой ин­формации. Кодовые таблицы. Американ­ский стандартный код для обмена инфор­мацией, примеры кодирования букв нацио­нальных алфавитов. Представление о стандарте Юнико

Аналитическая деятельность:

•        анализировать пользовательский интерфейс исполь­зуемого программного средства;

•        определять условия и возможности применения про­граммного средства для решения типовых задач;

•        выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

•        создавать небольшие текстовые документы посред­ством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакто­ров;

•        форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);

•        вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

•        выполнять коллективное создание текстового доку­мента;

•        создавать гипертекстовые документы;

•        выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows 1251);

•        использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов

 

Тема 5. Мультиме­диа (4 часа)

Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и ви­део как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Компо­зиция и монтаж.

Возможность дискретного представ­ления мультимедийных данных

Аналитическая деятельность:

•        анализировать пользовательский интерфейс используемо­го программного средства;

•        определять условия и возможности применения программ­ного средства для решения типовых задач;

•        выявлять общее и отличия в разных программных продук­тах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

•        создавать презентации с использованием готовых шабло­нов;

•        записывать звуковые файлы с различным качеством зву­чания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)

Тема 6. Матема­тические основы ин­форматики (13 часов)

Понятие о непозиционных и пози­ционных системах счисления. Зна­комство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счис­ления, запись в них целых десятич­ных чисел от 0 до 1024. Перевод не­больших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы ал­гебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы ис­тинности

Аналитическая деятельность:

•        выявлять различие в унарных, позиционных и непозици­онных системах счисления;

•        выявлять общее и отличия в разных позиционных систе­мах счисления;

•        анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая деятельность:

■ переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из де­сятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

•        выполнять операции сложения и умножения над неболь­шими двоичными числами;

•        записывать вещественные числа в естественной и нормаль­ной форме;

•        строить таблицы истинности для логических выражений;

•        вычислять истинностное значение логического выражения

Тема 7. Основы алгоритми­зации

(10 часов)

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных испол­нителей. Понятие алгоритма как фор­мального описания последовательности действий исполнителя при заданных на­чальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Програм­ма — запись алгоритма на алгоритми­ческом языке. Непосредственное и про­граммное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой ус­ловий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы вели­чин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величина­ми -— план целенаправленных действий по проведению вычислений при задан­ных начальных данных с использовани­ем промежуточных результатов

Аналитическая деятельность:

•        определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

•        анализировать изменение значений величин при поша­говом выполнении алгоритма;

•        определять по выбранному методу решения задачи, ка­кие алгоритмические конструкции могут войти в алго­ритм;

•        сравнивать различные алгоритмы решения одной за­дачи.

Практическая деятельность:

•        исполнять готовые алгоритмы для конкретных исход­ных данных;

•        преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

•        строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

•        строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

•        строить арифметические, строковые, логические выра­жения и вычислять их значения

Тема 8. Начала програм­мирования

(10 часов)

Язык программирования. Основные пра­вила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представ­ления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполне­нию программ в среде программирования Паскаль

Аналитическая деятельность:

•        анализировать готовые программы;

•        определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

•        выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность

•        программировать линейные алгоритмы, предполагаю­щие вычисление арифметических, строковых и логи­ческих выражений;

•        разрабатывать программы, содержащие оператор/опе­раторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

•        разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла

Тема 9. Модели­рование и формали­зация (9 часов)

Понятия натурной и информационной мо­делей.

Виды информационных моделей (словес­ное описание, таблица, график, диаграм­ма, формула, чертеж, граф, дерево, спи­сок и др.) и их назначение. Модели в мате­матике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практиче­ской деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.

Реляционные базы данных. Основные по­нятия, типы данных, системы управле­ния базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных

Аналитическая деятельность:

•        осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зре­ния целей моделирования;

•        оценивать адекватность модели моделируемому объ­екту и целям моделирования;

•        определять вид информационной модели в зависимо­сти от стоящей задачи;

•        анализировать пользовательский интерфейс исполь­зуемого программного средства;

•        определять условия и возможности применения про­граммного средства для решения типовых задач;

•        выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

•        строить и интерпретировать различные информаци­онные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

•        преобразовывать объект из одной формы представле­ния информации в другую с минимальными потеря­ми в полноте информации;

•        исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

•        работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

•        создавать однотабличные базы данных;

•        осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

•        осуществлять сортировку записей в готовой базе дан­ных

Тема 10. Алгорит­мизация и программи­рование (8 часов)

Этапы решения задачи на ком­пьютере.

Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алго­ритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в жи­вой природе, обществе и технике

Аналитическая деятельность:

•        выделять этапы решения задачи на компьютере;

•        осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

•        сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

•        исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных дан­ных;

•        разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

•        разрабатывать программы для обработки одномерного масси­ва: (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; ° нахождение суммы всех элементов массива; ° нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр.

Тема 11. Обработка числовой информа­ции (6 ча­сов)

Электронные таблицы. Исполь­зование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссыл­ки. Выполнение расчетов. По­строение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядо­чивании) данных

Аналитическая деятельность:

•        анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

•        определять условия и возможности применения программно­го средства для решения типовых задач;

•        выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

•        создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

•        строить диаграммы и графики в электронных таблицах

Тема 12. Коммуни­кационные технологии (10 часов)

Локальные и глобальные компьютер­ные сети. Интернет. Скорость переда­чи информации. Пропускная способ­ность канала. Передача информации в современных системах связи. Взаимодействие на основе компью­терных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компью­терных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

Технологии создания сайта. Содер­жание и структура сайта. Оформле­ние сайта. Размещение сайта в Ин­тернете.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет

Аналитическая деятельность:

•        выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

•        анализировать доменные имена компьютеров и адреса до­кументов в Интернете;

•        приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

•        анализировать и сопоставлять различные источники ин­формации, оценивать достоверность найденной информа­ции;

•        распознавать потенциальные угрозы и вредные воздей­ствия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения.

Практическая деятельность:

•        осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

•        определять минимальное время, необходимое для переда­чи известного объема данных по каналу связи с известны­ми характеристиками;

•        проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

•        создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-стра- ницы, включающей графические объекты

Работа над метапредметными результатами

Сроки проведения

УУД

Проектная исследовательская деятельность обучающихся

Формирование ИКТ-компетентности

Межпредметные понятия

7 класс

 

Итоговый проект «История вычислительной техники»

 

Данный проект предполагает расширение знаний учащихся о взаимосвязи  истории вычислительной техники. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся с культурно-историческими событиями, на фоне которых происходит развитие вычислительной техники; изучают технологию изготовления глиняных табличек, счет. В учебный проект включены темы: тайны абака, арифмометр, машина Лейбница и Тюинга,

Принцип Фон –Неймана и др.

8 класс

Выделять этапы решения задачи на компьютере;

осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Итоговый проект «Начала программирования»

Исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

разрабатывать программы для обработки одномерного массива.

Математические способы (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; нахождение суммы всех элементов массива; ° нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр

9 класс

Выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

анализировать доменные имена компьютеров и адреса до­кументов в Интернете;

приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

анализировать и сопоставлять различные источники ин­формации, оценивать достоверность найденной информа­ции;

распознавать потенциальные угрозы и вредные воздей­ствия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения.

Итоговый проект «Мой первый сайт»

Осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

определять минимальное время, необходимое для переда­чи известного объема данных по каналу связи с известны­ми характеристиками;

проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Дизайн, верстка.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

1. Библиотечный фонд

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

50

 

2. Печатные пособия

3. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

7. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

1

1

1

1

Электронная версия

Электронная версия

3. ИКТ-средства

Персональный компьютер

10

 

Проектор

1

 

Интерактивная доска

1

 

Принтер

1

 

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети

1

 

Устройства ввода-вывода звуковой информации:

- колонки

- микрофон

1

1

 

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер.
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
  • Программа разработки презентаций.
  • Браузер
   

4. Демонстрационные пособия

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 7-9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

1

 

5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

   

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3)

   

6. Игры

Клавиатурный тренажер

   

У учащихся 7-9 классов должны быть сформированы следующие УУД:

                    познавательные (включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)

                    регулятивные (обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности)

                    коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.)

                    личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.)

Личностные образовательные результаты

  • широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности; 
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  •  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
  •  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  •  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  •  опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информа­ции;
  • оценивать количественные параметры информацион­ных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
  • анализировать информационные модели (таблицы, графи­ки, диаграммы, схемы и др.);
  • перекодировать информацию из одной пространственно- графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (ви­зуализацию) числовой информации;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной зада­чей;
  • строить простые информационные модели объектов и про­цессов из различных предметных областей с использовани­ем типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объек­ту-оригиналу и целям моделирования.
  • Выпускник получит возможность:
  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных по­нятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную си­стему счисления;
  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием тек­стов, графических изображений, звука;
  • научиться решать логические задачи с использованием та­блиц истинности;
  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использова­нием основных свойств логических операций;
  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их исполь­зовании для исследования объектов окружающего мира;
  • познакомиться с примерами использования графов и дере­вьев при описании реальных объектов и процессов;
  • научиться строить математическую модель задачи — вы­делять исходные данные и результаты, выявлять соотно­шения между ними.
  • Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
  • Выпускник научится:
  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последователь­ности команд на предмет наличия у них таких свойств ал­горитма как дискретность, детерминированность, понят­ность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следова­ние», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • понимать термины «исполнитель», «формальный испол­нитель», «среда исполнителя», «система команд исполни­теля» и др.; понимать ограничения, накладываемые сре­дой исполнителя и системой команд, на круг задач, решае­мых исполнителем;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполни­теля с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгорит­мическом языке;
  • исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алго­ритмическом языке;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, со­держащих цикл с параметром или цикл с условием продол­жения работы;
  • определять значения переменных после исполнения про­стейших циклических алгоритмов, записанных на алго­ритмическом языке;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмиче­ские конструкции.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторе­ния, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной дли­ны для формального исполнителя с заданной системой ко­манд;
  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечива­ющих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной си­стемой команд;
  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепоч­ке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой за­дачи он предназначен;
  • исполнять записанные на алгоритмическом языке цикли­ческие алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммиро­вание элементов массива, с заданными свойствами; опре­деление количества элементов массива с заданными свой­ствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов мас­сива и др.);
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические кон­струкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритми­ческие конструкции.
  • Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
  • Выпускник научится:
  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения совре­менных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее ре­шаемой задаче;
  • оперировать объектами файловой системы;
  • применять основные правила создания текстовых доку­ментов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
  • работать с формулами;
  • визуализировать соотношения между числовыми величи­нами;
  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;
  • использовать основные приемы создания презентаций в ре­дакторах презентаций.
  • Выпускник получит возможность:
  • научиться систематизировать знания о принципах органи­зации файловой системы, основных возможностях графи­ческого интерфейса и правилах организации индивидуаль­ного информационного пространства;
  • научиться систематизировать знания о назначении и функ­циях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятель­ности с применение средств информационных технологий;
  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
  • расширить представления о компьютерных сетях распро­странения и обмена информацией, об использовании ин­формационных ресурсов общества с соблюдением соответ­ствующих правовых и этических норм, требований инфор­мационной безопасности;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
  • познакомится с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.)
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Метапредметные образовательные результаты

Предметные образовательные результаты

Планируемые результаты освоения обучающимися основ­ной образовательной программы основного общего образова­ния уточняют и конкретизируют общее понимание личност­ных, метапредметных и предметных результатов как с пози­ции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому раз­делу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учеб­ных действий в отношении опорного учебного материала, раз­мещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожида­ется от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего разви­тия).

Планируемые результаты, характеризующие систему учеб­ных действий в отношении знаний, умений, навыков, расши­ряющих и углубляющих опорную систему, размещены в руб­рике «Выпускник получит возможность». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами уча­щихся в повседневной практике, но могут включаться в мате­риалы итогового контроля.

Раздел 1. Введение в информатику

Выпускник научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информа­ции;
  • оценивать количественные параметры информацион­ных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
  • анализировать информационные модели (таблицы, графи­ки, диаграммы, схемы и др.);
  • перекодировать информацию из одной пространственно- графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (ви­зуализацию) числовой информации;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной зада­чей;
  • строить простые информационные модели объектов и про­цессов из различных предметных областей с использовани­ем типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объек­ту-оригиналу и целям моделирования.
  • Выпускник получит возможность:
  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных по­нятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную си­стему счисления;
  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием тек­стов, графических изображений, звука;
  • научиться решать логические задачи с использованием та­блиц истинности;
  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использова­нием основных свойств логических операций;
  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их исполь­зовании для исследования объектов окружающего мира;
  • познакомиться с примерами использования графов и дере­вьев при описании реальных объектов и процессов;
  • научиться строить математическую модель задачи — вы­делять исходные данные и результаты, выявлять соотно­шения между ними.
  • Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
  • Выпускник научится:
  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последователь­ности команд на предмет наличия у них таких свойств ал­горитма как дискретность, детерминированность, понят­ность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следова­ние», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • понимать термины «исполнитель», «формальный испол­нитель», «среда исполнителя», «система команд исполни­теля» и др.; понимать ограничения, накладываемые сре­дой исполнителя и системой команд, на круг задач, решае­мых исполнителем;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполни­теля с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгорит­мическом языке;
  • исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алго­ритмическом языке;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, со­держащих цикл с параметром или цикл с условием продол­жения работы;
  • определять значения переменных после исполнения про­стейших циклических алгоритмов, записанных на алго­ритмическом языке;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмиче­ские конструкции.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторе­ния, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной дли­ны для формального исполнителя с заданной системой ко­манд;
  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечива­ющих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной си­стемой команд;
  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепоч­ке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой за­дачи он предназначен;
  • исполнять записанные на алгоритмическом языке цикли­ческие алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммиро­вание элементов массива, с заданными свойствами; опре­деление количества элементов массива с заданными свой­ствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов мас­сива и др.);
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические кон­струкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритми­ческие конструкции.
  • Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
  • Выпускник научится:
  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения совре­менных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее ре­шаемой задаче;
  • оперировать объектами файловой системы;
  • применять основные правила создания текстовых доку­ментов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
  • работать с формулами;
  • визуализировать соотношения между числовыми величи­нами;
  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;
  • использовать основные приемы создания презентаций в ре­дакторах презентаций.
  • Выпускник получит возможность:
  • научиться систематизировать знания о принципах органи­зации файловой системы, основных возможностях графи­ческого интерфейса и правилах организации индивидуаль­ного информационного пространства;
  • научиться систематизировать знания о назначении и функ­циях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятель­ности с применение средств информационных технологий;
  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
  • расширить представления о компьютерных сетях распро­странения и обмена информацией, об использовании ин­формационных ресурсов общества с соблюдением соответ­ствующих правовых и этических норм, требований инфор­мационной безопасности;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
  • познакомится с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.)
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.


75 osvob kk180
Для отправки обращения необходимо заполнить поля регистрационной формы и нажать кнопку «Отправить». Звездочками отмечены обязательные для заполнения поля.
1000 максимум символов
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)

image002